Мастерство руководителя: бесконечный рост

Глава 2. Четыре закона достижения мастерства. Законы 1 и 2

Чтобы стать мастером необходимы:

Высокий уровень энергии

Что такое «высокий уровень энергии»

Как понять что есть вуэ

Следствия высокого уровня энергии

Видение конечного результата.

Повседневная практика

Обратная связь.

Если все так просто — то почему же мы не наблюдаем так много мастеров вокруг?

Потому что у нас есть могущественные враги, которые не хотят допустить того, чтобы все становились Мастерами.

Назовем их одним словом — Сопротивление.

Сопротивление — это сила внутри нас. Это Сопротивление мешает нам сесть и продолжить писать книгу, собраться и пойти на тренировку, одеться и выйти на прогулку, сделать что-то не привычным образом, а по-новому.

Природу Сопротивления раскрыл Стивен Прессфилд в книге «The War of Art». «Подобно компасу, который неизменно указывает на Север», Сопротивление ведет нас в «вечную мерзлоту» — призывая к бездействию… Мы ошибаемся, думая, что единственные боремся с Сопротивлением. Любой, у кого есть тело, ощущает Сопротивление".

Сопротивление — это сила, которую нельзя недооценивать. Это Змей Горыныч, у которого на месте отрубленной головы вырастают три новых.

Рассмотрим внимательно источники возникновения сопротивление.

Это жалость к себе, спешка, перфекционизм и прокрастинация, скука и утомление.

Закон 1. Имейте модель цели и модель деятельности

Как говорят в акселераторах «Раскручивать неподходящую модель бизнеса — это значит весело бежать к пропасти».

Это означает, что при неправильной модели деятельности наш высокий уровень энергопотенциала будет растрачиваться впустую.

Имейте модель деятельности

Во многом обучение заключается в том, чтобы иметь верную модель деятельности.

В случае обучения продажам такими моделями являются различные модели продаж как последовательность действий продавца для достижения результата. «Лестница продаж», СПИН-продажи,

Даже скрипты — это более-менее верные модели для успешного взаимодействия продавца с покупателем.

В случае работы руководителя к таким моделям относятся модели управленческого цикла, например.

Есть модели формализованные, которые могут быть зафиксированы на бумаге и могут передаваться от одного человека другому.

Но в голове у нас часто модели неформализированные. Мы что-то делаем, и даже получаем отличный результат, но не всегда можем объяснить что и как мы делали для того, чтобы этот результат получить.

Обучайтесь, развивайтесь, общайтесь.

Однажды провели исследование — какая психологическая школа является самой эффективной. НЛП, гештальт, КБТ или другие? Собрали психологов, которые работали в разных техниках, и стали исследовать влияние разных факторов на их эффективность. По итогам исследования оказалось, что разница между применяемыми методами и подходами не очень сильно влияет на эффективность работы с клиентами. Но выявился один фактор, который оказал критическое влияние на качество работы психолога. Оказалось, что этим фактором является время, которое психолог тратит на саморазвитие. Чем больше это время, тем эффективнее психолог. Более того, выявилось даже оптимальная пропорция между временем на обучение и временем на работу с клиентами. Оказывается наиболее эффективные психологи на один час работы с клиентами тратили 4 часа времени на подготовку и саморазвитие.

Обратите на это все внимание и сосредоточенность — это не то же самое, что чтение романа в постели для удовольствия.

Делайте это, когда будете начеку и сможете сконцентрироваться. Храните записную книжку и делайте заметки о том, что вы изучаете, и ищите возможности применить и использовать знания, которые вы собрали в тот день. Если вы прочитаете его, запишите его, а затем используйте его в тот же день, он, скорее всего, останется с Вами на длительный срок.

У Стивена Кови есть такая метафора «Заточить пилу». Это из истории, где мужик старается пилить дерево тупой пилой с сомнительным результатом, а когда ему говорят «заточи пилу», то он говорит «мне некогда, мне надо пилить дерево».

Мастер затачивает пилу постоянно.

Верьте в себя

Поверьте в себя. Поверьте в свою цену.

Визуализируйте конечный результат

Проводите мысленные тренировки.

Что и как должно произойти чтобы вы получили то, что вам нужно.

Интересно, что исследование такой концентрации или внимательности идет гораздо дальше. В 1995 году исследователь нейронауки Альваро Паскуаль-Леоне экспериментировал с волонтерами, практикующими упражнение на фортепиано с пятью пальцами. Одна группа сделала упражнение, в то время как другая группа практиковала его в своих умах, сосредоточившись на движении каждого пальца по очереди, по существу играя часть в их умах. Физическая практика произвела изменения в двигательной коре мозга добровольцев, но, возможно, на удивление, так же как и умственный процесс концентрации.

Пример с Баскетболом.

В книге Кеннета Баума «Грани ума» приведено описание одного из таких исследований. В нем приняли участие 72 игрока баскетбольных команд из Хантер-колледж США. Тренировочный день группы начинался с расслабляющего упражнения и визуализации, в ходе которой игроки детально представляли, как они забрасывают мяч в корзину. В результате игроки достигли улучшения попаданий на 7%. Перемены были настолько значительными, что тренеры команд утверждали: именно в этой технике кроется причина восьми побед в оставшемся сезоне. Для исследования к игрокам подсоединили сенсоры, регистрировавшие нервную активность в ходе визуализации. Оказалось, что те же мускулы, которые активизируются во время броска, работают и когда мы просто представляем бросок.

Подражайте своему идеалу

Моделирование — это отличный навык. Похоже что этот навык пошел из НЛП, хотя возможно я не знаю других источников. Один из принципов НЛП «Если может один человек — то могут научиться и другие».

Если развивать свои способности, то важно найти человека/модель, на которую вы хотите быть похожими.

Я долго работал в университете преподавателем, но после 10 лет преподавания ушел. Основная причина — я не видел для себя примера для подражания, ролевой модели, на которую я бы хотел стать похожим в результате сознательной практики преподавания. Да, я многому научился, но в какой-то момент возникло ощущение, что я повторяюсь, а не развиваюсь.

Общайтесь с интересными людьми

При личном контакте передается энергия

И знания тоже. Есть шактипат

Поэтому надо посещать конференции и другие мероприятия, чтобы обмениваться энергиями с другими творческими людьми.

Закон 2. Повседневная практика, действия, эксперименты

Что вы практикуете именно сейчас?

— Что вы практикуете именно сейчас, когда читаете это?

— Ничего, я просто читаю.

Как бы вы ни ответили — вы практикуете множество вещей. Возможно, читаете скептически, критикуя каждое предложение. Или глотаете всё, что написано здесь, без особых мыслей. Возможно, бегло читаете для подтверждения того, что уже знаете. Или медленно пытаетесь найти что-то между строк. Кроме того, возможно, вы параллельно смотрите телевизор, присматриваете за детьми или чередуете чтение этих строк и постов в Facebook или твитов. Возможно, вы практикуете одновременно несколько навыков, например, чтение во время ходьбы.

У каждого человека есть способ чтения, который неоднократно практиковался с течением времени и в котором он преуспел. Настолько, что больше не думает о том, как читает.

Мы практикуем что-то постоянно. Человек не может существовать не практикуя чего бы то ни было. Наши паттерны поведения — то как мы сидим, стоим, читаем, пишем, общаемся с другими людьми — это все есть наша повседневная практика.

В некоторых областях — танцах, гимнастике — люди начинают целенаправленную практику очень рано. Чтобы стать профессионалом, например, в гимнастике — надо начинать практиковаться с раннего возраста, с 4−5 лет. Во-первых, если начать заниматься позже, то тазобедренный сустав будет уже сформирован, и требуемого уровня гибкости достичь не удастся. А во-вторых, у начавших практиковать раньше и уровень мастерства будет выше.

Мы можем практиковать по-разному. Если я являюсь певцом-любителем, то могу ходить на репетиции, чтобы получить удовольствие, чувство самореализации, контакт с другими людьми и т. д. Но если я профессионал, то каждую практику воспринимаю как шаг к совершенствованию мастерства и сознательно концентрируюсь, что и как делаю, для лучшего понимания своих действий и совершенствования своих способностей.

В чем вы практикуетесь? В какой сфере вы работаете над повышением своего мастерства? В какой сфере вы продолжаете осознанно развивать свои способности?

Почему самоосознавания недостаточно и нужно действие

Персональное осознавание становится одной из ценностей в бизнесе.

В four foundation of leadership одного из ведущих провайдеров лидерских тренингов CCL самоосознавание является одной из лидерских добродетелей наряду с

Но достаточно ли осознавания?

Осознавание заключается в том, что мы обращаем внимание на то, что мы делаем, наблюдаем свои привычные паттерны поведения и оцениваем их на конструктивность и соответствие ситуации. Например я могу обратить внимание на то, что говорю слишком высоким голосом, когда называют цену за свои услуги или всегда хочу помочь другому человеку если он находится в затруднительном положении, что может приводить к ущербу в деловых отношениях.

В процессе действия я могу сделать этот паттерн видимым для своего сознания. Я могу обратить внимание на то, что я делаю и оценить, насколько это хорошо для меня. Далее, в процессе самоанализа и вспоминания я могу предположить, из какого события в моей персональной истории это поведение взялось.

Это очень круто, и это означает что человек работает над собой. Но увидеть привычный паттерн может быть гораздо сложнее чем его изменить. Даже если человек знает о том, что иногда его поведение неадекватно и его самого не устраивает — он все равно не может перестать его воспроизводить.

Может даже возникнуть зависимость от «великих моментов осознавания». Люди ходят к психологам, кропотливо анализируют свое прошлое и пытаются найти тот point, после осознавания которого в настоящем может все измениться. Человек годами может заниматься самокопанием и внутренними путешествиями без реальных изменений в своем поведении.

Настоящая сложность заключается в том, чтобы изменить свое поведение. Как часто мы говорили себе про изменение образа жизни, уменьшение потребления сладкого или алкоголя, обретение самообладания в сложных ситуациях — но ничего не происходило. Для сохранения высокой самооценки я могу думать, что такое поведение нормально. Я могу думать что если я знаю об этом, то мне нет необходимости менять это — «все под контролем». Часто неспособность добиться изменений в своем поведении используется для самооправдания: «Да, я такой/такая».

Это достаточно печальный факт, что люди готовы много и долго работать надо собой для того, чтобы докапываться до глубинных вещей, но это осознавание никак не выражается в их дальнейшем поведении и следовательно никак не меняет их жизнь. Несмотря на всю проделанную работу их поведение все еще контролируется прошлыми событиями и старыми паттернами.

Если в прошлом эти паттерны выполняли защитную адаптационную функцию, то в настоящий момент эти парттерны становятся дезадаптивными. Но у человека нет возможности эти паттерны заменить на более конструктивные.

Я могу знать свои сильные и слабые стороны, но все равно воспроизводить поведение, которое не помогает мне быть лидером и чувствовать себя лидером. Внимание к самосознанию или поведению само по себе имеет ограничения. Если вы хотите действительно быть лидером, который может приносить пользу себе и организации, то высокий уровень самоосознавания может быть лишь стартовой точкой.

Опыт и практика — не одно и то же

Я могу много тренироваться, и мои навыки немного улучшатся. Но это будет не оправдывать моих вложений, так как я не занимался целенаправленной практикой.

В некоторых областях — танцах, гимнастике — люди начинают целенаправленную практику очень рано. Чтобы стать профессионалом, например, в гимнастике — надо начинать практиковаться с раннего возраста, с 4−5 лет. Во-первых потому что если начинать заниматься позже, то тазобедренный сустав будет уже сформирован и требуемого уровня гибкости достичь уже будет невозможно. А во-вторых вокруг уже будут люди которые начали практиковать раньше и уровень мастерства которых будет выше чем у вас.

Оказывается что нет. Практика и опыт — это не одно и то же. Можно иметь многолетний опыт и не заниматься значимой преднамеренной практикой.

Мы склонны проводить знак равенства между опытом и практикой. Принято считать что если человек занимается чем-либо достаточно длительное время, то он само собой достигнет высокого уровня мастерства. Однако это не так.

Спорят два топ-менеджера

Один говорит

— но у меня же двадцатилетний опыт!

— А может быть у тебя двухлетний опыт, который ты повторил 10 раз?!

Можем продолжить аналогию с вождением автомобиля. Сначала вы очень переживаете о том, сможете ли вы водить автомобиль, и за время обучения с инструктором ваши знания и навыки увеличиваются в разы. Когда вы получаете права и можете водить самостоятельно, то также буквально за несколько месяцев вы получаете уверенность и уже не встаете с водительского кресла со вспотевшей спиной. После этого уровень вашего вождения конечно же улучшается, но в целом остается на одном уровне. И если вы захотите взять еще уроки вождения у того же инструктора, то это вряд ли улучшит ваши навыки вождения в такой же степени, как это было раньше.

Процесс развития описывается логистической кривой. Есть качественное различие в связи между количеством тренировок и результативностью. На ранних этапах изучения той или иной практики вы получаете заметные результаты почти после каждой тренировки. Но чем дольше вы тренируетесь, тем сложнее заметить прогресс после каждый тренировки. В начале тренировок мы можем наблюдать высокий рост, но при определенном уровне рост результатов замедляется.

Выберите в чем вы будете совершенствоваться

В лидерстве всегда есть потенциал для дальнейшего развития. Если вы отличный слушатель, вы можете стать лучше. Если вы большой общественный оратор, всегда будут новые уровни, которые вы можете достичь.

Развитие мастерства является долгосрочным процессом обучения, который доступен лидерам, с тем чтобы они могли постоянно решать более сложные задачи в мире и руководить более предметными вопросами, если захотят.

Или это может означать, что они становятся лучше и лучше справляются с задачей другими задачами, которые им интересны, например лучше взаимодействовать со своей взрослой дочерью.

Энергия интереса и энергия действия

Какие жалобы детей сильнее всего раздражают родителей?

Это слова «мне скучно».

А может ли мастер сказать «мне скучно»?

Конечно же нет!

Но почему?

Потому что ему всегда интересно.

Интерес возникает тогда, когда мы чувствуем энергию, скрытую в материале. На энергии интереса хорошо начинать дело.

Несколько лет назад я работал с коучем. Как-то он предложил мне следующую идею поддержания высокой мотивации и вовлеченности: как только интерес начинает иссякать — то не нужно пытаться «тащить» дело до результата на своей энергии, лучше переключиться и делать на энергии новизны и интереса.

С одной стороны мне такой совет понравился — действительно, если ты переключаешься на другой, более свежий и интересный поток, то какое-то время можешь не тратить свою энергию, а действовать на энергии нового потока.

Но в долгосрочной перспективе и при необходимости реализации длинных проектов энергии интереса недостаточно.

Энергия интереса — это смотреть про путешествия ролики на ютуб. Энергия действия — это собраться и поехать.

Энергия интереса слишком слабая для изменений. На энергии интереса можно делать простые поверхностные вещи. Какие может сделать кто угодно другой.

А для глубоких творений нужна личная энергия. Которая остается в творении мастера и которая делает его продукт «вкусным» для потребителя.

И при мозговых штурмах, и при создании творческих произведений очень важно пройти «нулевую точку» и обрести «второе дыхание». Преодолеть момент, когда ничего не получается, когда сидишь и тупишь. Не корить себя за это, а просто пережить и доработать до момента вдохновения. Именно тогда приходят самые интересые идеи и всё складывается.

Рисунок Дыкина

Рисунок мой — по врабатыванию и обретения второго дыхания.

Конечно это могут быть взаимодополняющими стратегиями — если у вас поисковая активность — то лучше порхать с темы на тему в поисках восходящего потока.

Если вам нужен готовый продукт — то надо доработаться до «второго» дыхания (и третьего, и четвертого…), и не отрываться от темы при первых признаках усталости или разочарования.

Практика должна быть осознанной

Мы можем практиковать по-разному. Если я являюсь певцом-любителем, то я могу ходить на репетиции для того, чтобы получить удовольствие, чувство самореализации, реализовать свои потребности в контакте с другими и т. д. Но я если я профессионал, каждую тренировку я воспринимаю как шаг к совершенствованию своего мастерства, поэтому я тренируюь так, чтобы сознательно концентрироваться на том, что и как делаю для того, чтобы добиться большего уровня ясности и понимания в своих действиях.

Я люблю ходить в бассейн. У меня сначала не очень получалось. Но потом я обратил внимание как тренер кому-то показывал как надо плавать — рука вытягивается вперед. И я стал плавать сознательно вытягивая руку и вытягиваясь вперед. Интересно, что такая концентрация не действии, которые надо было сделать, субъективно очень сокращало время, которые у меня уходило на то, чтобы доплыть от бортика до бортика.

Это требует борьбы с искушениями автоматики. Когда мы учимся водить, это становится автоматическим для нас, и мы фокусируемся на том, куда мы идем. И для многих из нас это достаточно, когда дело доходит до вождения. Однако, если я хочу быть чемпионом Формулы-1, мне нужно пойти дальше этого, и оказывается, что мои автоматические реакции могут мешать мне достичь прогресса.

Осознавание- это сложный термин, не особенно приветствуемый в бизнес-среде и более привычный среди людей, занимающихся психологией и другой эзотерикой.

Осознавание — это внимание на то, чем вы занимаетесь.

Эти слова достаточно часто используются как в обычной речи, так и в бизнес-лексике в практике обучения, коучинга и т. д. Оба слова — сознание и осознавание — часто используются как синонимы.

В методе Фельденкрайза существует четкое различие между этими двумя словами.

«Сознание», «сознательный» или «сознательно» — это значит проснувшийся, не спящий.

Однако у нас могут быть разные уровни бодрствования, которые зависят в том числе от того, в какой ситуации мы находимся. Мы можем сидеть на совещании, а думать о том, как неплохо будет, когда после рабочего дня можно будет нырнуть в бассейн в фитнес-клубе.

«Осознавание», «осознанно» — это значит реагировать на происходящее во всей его полноте.

Есть несколько вопросов, с помощью которых можно проверить глубину осознавания. Насколько чувствительны Вы к окружающей обстановке? Какова природа Вашего внимания и намерения? Способны ли вы реагировать целостно и полно на события, или вы просто «откликаетесь» на них по принципу «стимул-реакция»? Иногда, однако, этот механизм не совсем так полезно, особенно, если, например, автоматическая реакция на интенсивную эмоциональную ситуацию.

Если я практикую без достаточной степени осознавания — я повторяю и укрепляю то, что я уже знаю. Тем самым я еще больше углубляю колею, из которой мне может быть потом сложно выбраться если я захочу работать над постоянными улучшениями.

Надо понимать, что осознанная практика очень утомительна. Оказывается она требует высокой концентрации ума, и человек в процессе практики постоянно увеличивает свою способность концентрироваться на своих действиях и своем мастерстве.

Сколько же часов в день можно тренироваться с полной концентрацией и самосознанием?

Лучшие исполнители в любой области, кажется, ставят максимум около пяти часов преднамеренной практики в день.

Как говорил один выдающийся музыкант другому (цит. По Хамел) «Если ты практикуешься пальцами, то можно практиковаться сколько угодно. Если ты практикуешься головой, двух часов будет достаточно»

В практике соматического движения также считается, что больше 4-х часов соматических движений в день делать не следует, ибо сознание человека будет перегружено.

Как преодолеть сопротивление

Сопротивление преодолевается волевым усилием.

Надо заставить себя выйти из дома на тренировку, сесть и написать первые десять строчек текста, задать себе вопрос — а можно ли сделать по-другому и поискать ответ.

Проблема в том, что волевой ресурс не бесконечный и зависит от уровня энергопотенциала.

Эту тему прекрасно раскрыла К. Макгонигал в книге «Сила воли». «Сила воли имеет ограниченный ресурс». Это значит, что если уровень энергопотециала нормальный, то вы можете достаточно легко заставить себя сделать то, что нужно, и после преодоления Сопротивления пойдет интерес и творческий процесс даст достаточно энергии, чтобы его продолжать.

А вот если уровень энергопотенциала низкий, то сама мысль о том, что вам нужно будет что-то делать и этот энергопотенциал тратить, может уже вызывать душевную и физическую боль. И заставить себя что-то сделать практически невозможно, а если договориться с собой удается и вы приступаете наконец к делу, то скоро это дело бросаете, потому что удовлетворения ни от процесса, ни от результата нет.

И если во время или после практики возникает благодать — все сделано правильно. Если скука не проходит и благодать не возвращается — значит ваша практика себя исчерпала. Самое лучшее что можно сделать — поблагодарить практику и всех, кого вы хотите поблагодарить и сделать паузу — отдохнуть или поискать другую практику.

Что важнее — частота или интенсивность?

В одной видеолекции по цигун я услышал фразу «Частота важнее интенсивности», которая выдавалась за секрет Мастеров прошлого. Это означает, что лучше потренироваться три раза по часу на одну треть усилия, чем один час на максимуме.

Возможно что в этом есть доля истины.

Практика как ритуал. Что делать, если новизна исчезает, и становится скучно

Ритуал — повторяющееся действие.

Привычка, которая имеет ценность сама по себе. Мы может выполнять это действие изо дня в день, все меньше и меньше обращая на это внимание; до, во время и после ритуального действия мы остаемся теми же самыми. Пример ритуала — чистка зубов.

Событие отличается от ритуала тем, что случившееся с нами Событие вынуждает изобретать новый способ жить и действовать в сложившейся ситуации. У человека возникает субъективное ощущение важности происходящего, может быть чего-то «сверх», может быть благодати.

Событие — это то, что «принуждает нас решиться на новый способ быть». Пример события — встреча с возлюбленным или возлюбленной. Критерий, по которому мы можем отличить ритуал от практики — добавляет ли практика к нашему текущему существованию что-либо «сверх» того, что обычно в нашем ритуализированном существовании происходит? Получаем ли мы благодать? Становимся ли мы больше самого себя?

Сложность регулярной и полноценной практики в том, что добавление, привносимое в нашу жизнь практикой — в какой-то момент есть, а в какой-то момент исчезает. Как говорится «нельзя управлять озарением, но можно создать условия, чтобы озарение произошло». Но что делать, если озарение все не происходит и не происходит?! Влюбленный человек разлюбил, и чувствует скуку рядом с бывшим объектом вожделения… Практика перестала «наполнять», выполняется механически и с чувством скуки…

Что делать? Что лучше — упорно повторять ритуал или уйти в чертоги своей души и ждать нового озарения? И если я хочу быть верным своей практике — должен ли я быть верным ритуалу или быть верным временами открывающейся мне через практику истине? Думаю, что правильного ответа нет. Можно выполнять ритуал, ожидая озарения, можно сделать паузу, ожидая озарения. Это вопрос вкуса. Но мне лично больше нравится второй вариант. Но перед тем сделать паузу в практике — следует проверить, а не Сопротивление ли это?

Кривая интереса

Перепрыгивание на другую ветку логистической кривой

Мне нравится писать книги. Но не всегда книги пишутся легко. И когда возникает затык, то я могу сыграть несколько партий в шахматы. Такое переключение на новую сферу интереса дает немного энергии для того, чтобы после такой передышки вернуться к работе немного посвежевшим.

Сам себя не развлечёшь — никто не развлечёт.

Эта поговорка означает, что каждый сам придумывает смысл деятельности и мотивацию к тому, чтобы ее делать. И если мотивация уменьшается и становится скучно — то это значит, что вы сами не приложили достаточно усилий чтобы сделать эту деятельность «весёлой».

Принципы тренировки навыков в бизнесе

В бизнесе также есть понимание того, что целенаправленная практика способна приносить достойные результаты.

Одним из наиболее серьезных бизнес-исследователей является Нил Рекхэм, который в 70-его годы проводил исследования эффективности продавцов. Его исследования легли в основу разработанной им модели продаж по методу СПИН, которая долгое время считалась наиболее эффективным методом продажи.

Рекхэм полагал, и его исследования это подтвердили, что только регулярная практика способствует формированию навыка — в случае его методики сложных продаж это навык задавания вопросов.

Он предложил 4 принципа тренировки навыков.
Закон 3. Поиск улучшений и обратная связь

Обучение нужно для того, чтобы не делать ошибок

Обучение в спорте – мы проходим трассу все более и более эффективно.

Это значит что мы не делаем невынужденных ошибок.

Ищите улучшения в своей работе

Мастер способен делать свою работу хорошо. Но он хочет все время делать ее лучше и лучше.

Шахматист хочет лучше играть в шахматы

Музыкант-исполнитель хочет лучше исполнять

Менеджер хочет лучше руководить

Писатель хочет лучше писать

Мастер все время ищет ответы на вопросы:

Как я могу стать немного лучше?

Как я могу делать это быстрее, мощнее, проще, полнее?

В поисках улучшений Мастер может производить много работы, которая может показаться «проходной», но эта работа позволяет накопить необходимый опыт.

Для овладения мастерством нужно повторение.

Малкольм Гладуэлл в своей книге «Переломный момент» пишет что для обретения мастерства нужно не менее 10 000 часов целенаправленной практики. Он доказывает, например, что Битлз были не везунчиками, которых увидели толковые продюсеры и сделали им имя и славу. Оказывается Битлз в течение только одного 1960 года дали около 500 часов живой музыки. «500 часов на сцене Гамбурга выковали стиль, который покорит весь мир» - написал биограф группы Марк Льюисон.

А вот еще история про непомерный объем работы, который нужно выполнить, чтобы стать мастером. История про мастера каллиграфии от Владимира Тарасова.

«Один молодой человек захотел научиться каллиграфии и отправился к известному мастеру, чтобы просить быть его наставником. Каллиграф принял его с большим радушием и взял его к себе в ученики.

Поучившись несколько лет, молодой человек однажды решил, что его у учителя ничего не держит, поскольку искусство каллиграфии он уже достаточно освоил. О своем намерении уйти он сообщил учителю.

Тот не стал уговаривать его остаться. Вместо этого он вручил ему маленький ящик и сказал на прощание: «Я не хочу оставлять этот ящик людям. Возьми его, отнеси к горе и закопай у подножия».

Молодой человек взял ящик, распрощался с учителем и отправился в путь. Ящик был невелик, но довольно тяжел. Молодой человек шел и все время гадал о том, что же могло находиться внутри. Быть может, там были спрятаны драгоценности?

Любопытство, в конце концов, пересилило. Он снял с плеча ящик и опустил его на землю. К счастью, тот был запечатан небрежно, и молодой человек легко открыл крышку. И ахнул, потому что это оказался всего-навсего ящик для хранения старых тушечниц! Их там было несколько десятков. Но больше всего его поразило не их количество, а то, что в каждой тушечнице зияла большая дыра, протертая насквозь!

Вот так работал учитель!

Долго разглядывал их молодой человек, перебирая одну за другой. Потом тихо закрыл крышку, взвалил ящик на плечи и решительно отправился «в обратный путь, к тростниковой хижине своего наставника. С тех пор он посвятил искусству каллиграфии всего себя, без остатка. Но лишь когда он совсем поседел, ему довелось достичь вершин, и подлинное мастерство, наконец, пришло к нему.

А теперь давайте подсчитаем, сколько тушечниц мы с вами протерли до дыр?! Стоит ли удивляться, если то, чему нас вроде бы обучили, «не работает»! »

Пишите самоотчеты, делайте ретроспективы

Дневник – это очень полезная вещь.

Ретроспектива – это когда вы по отношению к своим проектам (или по отношению к жизни в целом) задаете вопросы

Чего я хотел(а) получить?

Чего я получил(а)

Что я буду делать по-другому?

Работайте с коучем

Важно подобрать оптимальный уровень сложности при выборе практики. Слишком сложная практика – и мы теряем усилие. Слишком легкая – и нам не интересно и нет прогресса.

Интересно, что наличие тренера или коуча играет значительную роль. В профессиональной области существует традиция передачи мастерства от учителя к ученику. Учителя сами учились у своих учителей, и передают свои знания своим ученикам. Именно так достигают мастерства спортсмены, музыканты.

Тренеры обычно сами много достигли в профессиональной сфере или потратили много времени на овладевание такой практикой. Наличие тренера-коуча является необходимым условием для развития таланта.

К сожалению в области лидерства такого наставника у большинства людей нет. Нет такого опытного человека, который может составить план мероприятий по развитию навыков лидерства.

Важнейшая задача коуча – давать обратную связь своему коучи. Обратная связь очень важна, потому что показывает в том ли направлении движется человек. Часто спортсмены сознательно выбирают тренера который может дать откровенную обратную связь и не будет умалчивать о проблемах лишь бы оставить хорошие отношения. Обратная связь является в этом случае вызовом, и многие тренеры сознательно ищут способы для того, чтобы цеплять своих учеников за живое.

Получайте обратную связь

Помните эпизод, когда Гадкий утенок из сказии Андерсена бросился к лебедям после месяцев затворничества с криком «пусть они заклюют меня»!?

Гадкий Утенок думал что он некрасив, но лебеди увидели, что он прекрасен. Он стал одним из них.

Поэтому важно получать обратную связь от тех, кто мог бы оценить ваше мастерство.

Но и не предавайте себя.

Знаменитые слова Пушкина «Ай да Пушкин! Ай да ссукин сын! » это про это. Когда мастер выходит из состояния потока, он может оценить то, что сделал.

Оставайтесь учеником.

Чтобы продолжать продвигаться за пределы наших нынешних знаний и на постоянный путь развития мастерства в любой области, требуется смирение, чтобы отпустить наш текущий опыт, чтобы мы могли развиваться больше. Если мы живем с точки зрения эксперта, то мы действительно открыты к новым знаниям?

Джордж Леонард, писатель мастерства и человеческого потенциала, призывает мастера отказаться от опыта: «возможно, лучшее, что вы можете надеяться на пути мастера - будь то ваш путь в управлении или брак, бадминтон или балет - это развивать ум и сердце новичка. Нет гуру, нет признанных экспертов. Есть только ученики».