Зачем вы ходите на работу?
Каждый человек имеет свое отношение к работе.
Для кого-то это коллектив, референтная группа, через принадлежность к которой человек определяет себя и без которой жизнь невозможна.
Для кого-то работа это место, где мы меняешь отдаешь часть своего времени жизни в обмен на деньги, с помощью которых в оставшееся время можешь заниматься тем, чем тебе хочется.
Если для вас более подходящий второй вариант — то тема про мастерство и бизнес не совсем для вас.
Спорт и бизнес требуют роста мастерства
Люди живут относительно хорошо. В магазинах есть продукты, в домах есть тепло. Обывателю нет необходимости постоянно поддерживать себя в форме и совершенствовать в свои навыки выживания, чтобы выжить и прокормить потомство.
Но есть области где совершенствоваться необходимо.
Это спорт и бизнес.
Хорошо и правильно заниматься спортом в молодости. Тренировки, соревнования, победы, поражения, командное взаимодействие — все это в игровой форме дает возможность прочувствовать как это — тренироваться, стараться, постоянно улучшать свои результаты и побеждать.
Во взрослом возрасте можно совершенствоваться в бизнесе. Выходить на всё более и более высокий уровень, зарабатывать всё больше денег, улучшать свои (финансовые) результаты и побеждать (конкурентов)
Нужно ли мастерство для успеха в бизнесе?
Бытует представление что успех в бизнесе зависит от связей или от удачи. Если ты попал в правильную команду или тебе повезло — то ты можешь рассчитывать на успех. Это во многом верно. Как это работает, отлично написать Джек Траут в книге «Чувство лошади», которую обязательно надо прочитать.
Тем не менее даже оказавшись в относительно благоприятных условиях, надо достойно себя проявить и, что называется, «расти». Для тех же, кто, как и я, является «селфмейменом», то есть с ранних лет рассчитывал только на свои силы, волю и интеллект, стремление становиться всё лучше и лучше была залогом выживания и роста.
Обычно вопросы руководства и вопросы личного совершенствования находятся на разных концах смысловой оси.
Бизнес- это повторяющиеся действия с предсказуемым результатом.
Руководство — тоже вполне рутинный процесс. Конечно бывают интересные моменты в работе руководителя, связанные с переменами, новыми сотрудниками или другими необычными вещами, но, будем откровенны, работа руководителя не требует волшебных полетов мысли и сверхспособностей.
Когда руководитель приходит утром на работу, то он/она видит в своей почте (CRM-системе, канбан-доске) новые задачи, и тут не до самосовершенствования. Надо выполнять задачи максимально быстро и максимально качественно.
Поэтому вопросы личной эффективности и самосовершенствования стали появляться в последнее время в программах корпоративных университетов и тренинговых компаний, но это идет после того, как «основная программа» — навыки постановки задач, планирование, обратная связь и другие обязательные к исполнению навыки вполне усвоены и отработаны.
И не очень понятно, чем руководитель с высоким уровнем мастерства отличается от обычного руководителя, то есть руководителя со средним уровнем мастерства.
Как оценить мастерство руководителя?
Менеджмент — это получение нужного результата чужими руками.
Руководитель выполняет определенные регулярные задачи
Выполняет управленческий цикл — PDCA
Plan — do- check — action
Планирует задачи — выполняет задачи — проверяет задачи — корректирует процесс
Эта та работа, которая должна быть сделана хорошо.
чем лучше — быстрее, полнее, точнее — выполняются элементы управленческого цикла, тем о большем уровне управленческого мастерства мы можем говорить.
Конечно не все активности руководителя укладываются в элементы управленческого цикла.
Руководитель собирает информацию, анализирует информацию, формулирует проблемы, ищет решения, выбирает решения, доносит решения до сотрудников.
Руководитель общается с сотрудниками и коллегами на темы приема на работу, адаптации, аттестации, оценки персонала, обучения, увольнения.
Много разноплановой работы выполняет руководитель.
Чем лучше на каждом этапе выполняет свои задачи руководитель, тем он более эффективен. Тем более результативен.
Тем лучше выполняет свои RPI
Вы Эксперт или достигатель
Эксперт совершенствуется в своей предметной области.
Достигатель развивает когнитивный и коммуникативный домен.
Руководитель и способность к изменениям. Открытый и закрытый код.
Не все готовы меняться.
Открытый и закрытый код.
Мастерство и компетенции
Руководитель работает с другими людьми. А у всех представителей коммуникативных профессий главный инструмент — это он сам.
Харизма, влияние, убеждение, стратегическое мышление, критическое мышление — это характеристики, или, как говорят, компетенции руководителя, которые руководитель использует для достижения своих целей.
Мы предполагаем, что эти компетенции обретаются в результате обучения — когда в голову руководителя добавляется новая информация: схемы, модели, алгоритмы, скрипты и т. д.
Но чтобы принять это и начать использовать, нужно найти в голове место для этой информации, чтобы она не противоречила той информации, которая уже есть.
Обучение и развитие в бизнесе
Наиболее распространенным способом развития и обучения персонала являются тренинги, которые могут быть адаптированы для сотрудников различного уровня организационной иерархиии.
Некоторые программы используют только тренинги, в некоторых участники могут получить персонального наставника, коуча или ментора.
Обычно тренинги проводятся в специально оборудованных классах
Тренинги могут быть посвящены следующим вещам
— передача некоторых интеллектуальных моделей, которые могут быть приложены к повседневной практике участников
— обучение навыкам и работа над изменением поведения.
— лучшее самопонимание и самоосознавание участниками получение участниками обратной связи от коллег и преподавателя, рефлексия относительно происходящего в группе и т. д.
В явном виде редко прописывается работа с ценностями участников, хотя на мой взгляд часто такая работа неявным образом проводится.
Разные курсы фокусируются на разных аспектах лидерства.
Руководителей больше учат стратегически планировать, а сотрудников — навыкам установления контакта.
Сейчас вполне популярны программы личностного развития, антистресса и т. д. (данные из моей презентации)
Насколько такие программы эффективны? Насколько имея участников определенного рода на входе мы можем гарантировать что на выходе получим что-то лучшее?
Думаю, что у многих возникает понимание, что для того, чтобы получить высокие достижения, этих практик обучения недостаточно.
Понимание того, что же нам нужно еще может прийти после того, как мы изучим то, как люди достигают мастерства в работе и жизни, и попробуем применить это к лидерству.
Навыковых тренингов недостаточно для мастерства
Другой путь к обретению мастерства связан с тем, что человек фокусируется на тренировке навыков.
Навыковые тренинги — это главный методический инструмент для развития навыков. Участникам создаются ситуации, максимально приближенные к их рабочим ситуациям, и они в этих ситуациях тренируют требуемое поведение. На тренингах они получают или самостоятельно формируют модели поведения, которые потом могут применить в своей практике. Не отрицая безусловную пользу от таких тренингов, надо заметить что поведение в тренинговой комнате и в реальной ситуации общения с клиентом, руководителем или подчиненным сильно отличаются. И не потому, как говорят часто участники «меня здесь оценивают» или «я чувствую себя как на сцене».
Проблема возникает, когда человек не может применять эти навыки в трудных ситуациях. Тренинги развивают необходимый уровень мастерства, который человек может показать в эмоционально безопасной обстановке. Но когда ситуация эмоционально накаляется, человек деградирует в своих проявлениях, отключает свой мозг и начинает воспроизводить более ранее поведение. Я могу знать, как сказать «нет», но не могу реализовать эту способность когда на меня давят или кричат.
Мастерство. Зачем? Очевидные ответы
Зачем же люди стремятся к мастерству? Ради чего люди тратят время на то, чтобы делать себя и свое дело лучше и лучше? Какова психология стремления к мастерству?
Посмотрим на этот вопрос с точки зрения теории потребностей. Какие потребности реализует Мастер? Конечно же потребность в самоактуализации, если вспомнить легендарную «пирамиду потребностей Маслоу». Согласно А. Маслоу, самоактуализация — это желание человека по максимуму стать всем, чем возможно стать; это потребность в самосовершенствовании с целью максимальной реализации своего потенциала.
Но это слишком простой ответ.
Развитие ради развития? Возможно что это правдивый ответ. Но может быть есть и другие мотиваторы?
Например:
Деньги. Мастерам больше платят, потому что они могут делать то, чего не могут делать другие «подмастерья».
Чувство удовольствия. Работая над собой и добиваясь поставленных целей, Мастер испытывает особый вид тонкого удовольствия.
Внутренняя игра. Развивая себя, Мастер развлекается, играя в тонкую Игру с самим собой.
Территориальный императив. Мастер реализует заложенную в нас биологическую программу максимального расширения своей территории: знаний, компетенций, понимания.
Независимость. Мастер хочет делать то, что он хочет делать, и высокий уровень профессионализма дает возможность выбора занятия по душе.
Мастерство и деньги
Обретение мастерства может быть связано с желанием получить большее вознаграждение. В этой мысли есть резон. Чем более сложную работу ченловек может выполнять и чем более совершенные и уникальные продукты он/она создает — тем на большее вознаграждение этот человек может рассчитывать.
Поэтому человек может стремится к мастерству, чтобы повысить свою стоимость на рынке труда, и за счет уникальности создаваемых услуг и продуктов получать премиальную надбавку.
Вопрос в том, может ли рост вознаграждения заставить человека более вовлеченно стремиться к совершенствованию в своей профессии и к получению выдающихся результатов?
Оказалось что нет.
«Я раз за разом обнаруживал, что как только я перестаю концентрироваться на изучении методов и начинал думать как по-быстрому заработать денег, я терял свои предсказательные способности. Сосредотачиваясь на астрологии, ты сможешь попутно немного заработать; сосредоточившись на деньгах, ты ничего не получишь» (Джон Фроули. Спортивная астрология, Мир Урании, 2010)
Эксперименты, описанные в книге Д. Пинка «Мотивация 3. 0» показывают, что на самом деле связь между качеством работы и вознаграждением не носит прямой характер. С точки зрения обыденного мышления мы полагаем, что чем больше вознаграждение, тем лучше человек будет стараться и тем качественнее будет результат. Но социальные исследования показали обратное — все происходит с точностью до наоборот, а именно — наличие высокого вознаграждения за проделанную работу не позволяет человеку показать все, на что он способен.
На внешнюю мотивацию опираются старые бизнес-модели. Современный подход заключается в том, чтобы включать у человека «внутреннюю мотивацию». Важность внутренней мотивации была продемонстрирована несколькими учеными, на исследования которых ссылается Д. Пинк в своей книге.
«Профессор менеджмента из MIT Карим Лахани и консультант Boston Consulting Group Боб Вольф опросили 684 разработчика открытых исходных кодов, преимущественно из Северной Америки и Европы, пытаясь выяснить, почему те участвуют в подобных проектах. Лахани и Вольф выявили целую гамму мотивов, но обнаружили, что «основанная на получении удовольствия внутренняя мотивация, то есть связанная с творческими переживаниями, сопровождающими работу над данным проектом, является самой сильной и распространенной побудительной силой»
Исследователи обнаружили, что подавляющее большинство программистов, по их словам, часто достигали оптимального для решения задач состояния, известного как поток. Кроме того, три немецких экономиста, изучавшие открытые проекты по всему миру, пришли к заключению, что их участниками движет «совокупность преимущественно внутренних мотивов», в частности «удовольствие, получаемое от успешного решения проблемы в программном обеспечении» и «желание сделать подарок сообществу программистов".
Исследователи, такие как Тереза Амабайл из Гарвардской школы бизнеса, обнаружили, что внешние поощрения и наказания — и кнуты, и пряники — могут прекрасно работать в применении к алгоритмическим задачам. Но могут оказаться разрушительными для эвристических. Этот тип задач — поиск нестандартных решений или создание продуктов, о потребности в которых люди даже не подозревали, — целиком зависит от третьей побудительной силы Харлоу. Амабайл называет это принципом внутренней мотивации творчества. Она пишет: «Внутренняя мотивация способствует творчеству; контролирующая внешняя мотивация пагубна для него»
Таким образом, более высокие стимулы приводили к ухудшению результатов.
Почему? Потому что
— для мастера творческая мотивация сильнее чем материальная;
— стремясь получить наилучший результат, мастер теряет часть своего внимания (см. историю про управление колесницей из главы 1), что парадоксальным образом негативно сказывается на самом результате.
Естественная экспансия человека
Понятие «территориальный императив» предложили И. Акимов и В. Клименко в книге «О мальчике, который умел летать, или путь к свободе». Территориальный императив — это способность расширять свою зону влияния людьми с высоким уровнем энергопотенциала.
Расширять зону влияния — это значит открывать новые материки или острова, писать книги, изучать новые науки, создавать необычные изделия и т. д. Любое творческое действие человека — это расширение своей территории. По мысли авторов человек способен расширять свой энергопотенциал бесконечно.
Главное условие этого — наличие высокого (избыточного) энергопотенциала. Если у человека избыточный уровень энергопотенциала, то он способен видеть задачи и проблемы во внешнем мире, которые способен решить своим творческим гением.
Более того, по достижении определенного уровня энергопотенциала человек не может не искать новых задач и не стремится к новым целям. По сути дела Мастер как творческий человек является заложником найденной задачи и не может ее бросить, пока не найдет наиболее подходящее решение.
То есть высокий энергопотенциал берет человека в «заложники» и заставляет расти, совершенствоваться, искать новые решения старых проблем. Потенциал должен работать, и он работает через человека.
Мастерство и легкость
Как здорово скользить на лыжах по заснеженному склону — когда малейшее движение твоего тела откликается в направлении движения.
Если вы знаете как делать свою работу, то можете делать ее быстрее. Соответственно ваша производительность увеличивается, и вы можете делать больше — если за дополнительные действия и соответствующие результаты вам платят, или отдыхать больше.
Совершенствуется мастерство для того, чтобы получать больше удовольствия от процесса?
Конечно.
У некоторых из нас есть мысль о том, что по настоящему истинное дело должно делаться легко. Что если ты встречаешь сопротивление среды, то это значит что ты что-то делаешь не так. Что эмоции являются тем критерием, по которому можно оценить истинность того, что ты делаешь. Если ты испытываешь негативные эмоции, то значит что-то делаешь не так.
Интересно, что применительно к практике чувство удовольствия или неудовольствия не имеет большой значимости. Для многих людей выполнение действий, которые они знают и которые умеют хорошо выполнять, более приятно и эмоционально наполняюще, чем практиковать новые навыки. Чем вступать в зону риска и потенциальной неудачи, нам более интересно оставаться в пределах своей зоны комфорта и действовать привычным образом в привычных рамках, относя это к самовыражению или самореализации. Однако можно быть уверенным в том, что такой опыт и такое самовыражение никак не отразится на дальнейшем совершенствовании и улучшении навыков, и следовательно на достижении мастерства.
Преднамеренная практика требует физических усилий, мыслительной концентрации, и фокуса на достижении выдающихся результатов. При этом для достижения мастерства неважно будет ли она эмоционально приятной или эмоционально выматывающей. Отправной точкой в процессе преднамеренной практики является акцент на достижении этой производительности, а не на приятных эмоциях во время тренировки. Для мастера важно чувство удовлетворения от достижения результатов, а чувство удовольствия приходит как результат хорошо сделанного дела.
Мастерство как жизненная ценность
Может быть вас воспитали так родители.
Возможно отдельные люди так четко не формулируем свои ценности, как это принято делать в корпоративном мире, где у крупных корпораций есть список обычно из пяти ценностей, который постоянно транслируется работникам компании.
Тем не менее для многих из нас Мастерство может быть жизненной ценностью.
Жизненная ценность — это ориентир в ситуации выбора.
Например делать дело, которое не нравится, но зарабатывать при этом хорошие деньги. Или заниматься тем, что нравится, но при этом зарабатывать значительно меньше. Что выбрать?
Могут быть разные критерии выбора. Одним из критериев выбора может быть вопрос «А где я научусь чему-то? При каком варианте у меня будет больше возможностей для развития и совершенствования своих навыков в определенной сфере?
Внутренняя игра
Кто внутри нас хочет, чтобы мы стали мастерами?
Это тяжелая работа или здесь есть место вызову, игре и свободе.
Когда я вижу сложную задачу — я могу от нее отказаться. А могу принять вызов.
Смогу или не смогу. В этом есть определенный вызов.
Когда я делаю для себя и соревнуюсь с собой — я могу добиться гораздо больших результатов.
Однажды мастер каллиграфии в присутствии ученика, приготовлявшего ему тушь, рисовал иероглифами нужное слово, один вариант за другим. Каждый вариант был раскритикован взыскательным учеником. Когда ученик на минутку вышел, мастер, воспользовавшись этим, быстро нарисовал еще один вариант. Войдя, ученик воскликнул восхитительно «Вот это — работа мастера»!
(В. Тарасов. Технология лидерства. М. Добрая книга)
Достижение мастерства связано с вызовом себе, с неопределенностью, с удовольствием от процесса и стремлением получить результат. В общем с тем, что происходит при настоящей игре.
Мастер изменяет себя
Что является инструментом Мастера. Он сам!
Поэтому для совершенствования своего мастерства как способности выполнять определенную работу Мастер должен совершенствовать себя.
Мастер не относится к себе как к данности.
Мастер имеет сильную неопределенность относительно самого себя.
А смогу ли я?
Однозначного априорного ответа на этот вопрос у Мастера нет.
Может быть такой как есть сейчас — не смогу. Но когда погружусь в процесс выполнения — то я буду меняться, и тот, новый, возможно и сможет.
Поэтому возникает другой вопрос.
А каким мне нужно стать/что изменить в себе, чтобы сделать это настолько хорошо, насколько это возможно в человеческих силах? «
Мастеру приходится менять себя и каждый раз искать новые подходы к решению задачи.
А чтобы использовать ее — надо изменить привычные паттерны восприятия и поведения
Как-то смотрел с дочкой фильм «Митчеллы против машин». Забавный мультик, где папа и дочь лучше узнают друг друга и наконец достигают взаимопонимания на фоне борьбы с роботами. В один из моментов фильма отцу надо разобраться с тем, как запустить видео с Ютуба — а он этого никогда не делал и вообще презирал компьютеры. И когда он с этой задачей справляется, то два «травмированных» робота говорят «Если уж этот человек изменил свою программу, тогда мы тоже можем» и приходят ему на помощь". Такая машинная ирония над тем, что людям сложно заменить свою привычную реакцию на что-то другое.
Мастерство и саморазвитие
Часто саморазвитие рассматривается как нечто, что уводит нас от достижения результатов. Типа чтения художественной литературы или походов в театр. Но если мы находимся в режиме саморазвития, это становится возможностью практиковать и культивировать то, что необходимо нам для достижения долгосрочных результатов, к которым мы стремимся.
Каждый человек имеет свое отношение к работе.
Для кого-то это коллектив, референтная группа, через принадлежность к которой человек определяет себя и без которой жизнь невозможна.
Для кого-то работа это место, где мы меняешь отдаешь часть своего времени жизни в обмен на деньги, с помощью которых в оставшееся время можешь заниматься тем, чем тебе хочется.
Если для вас более подходящий второй вариант — то тема про мастерство и бизнес не совсем для вас.
Спорт и бизнес требуют роста мастерства
Люди живут относительно хорошо. В магазинах есть продукты, в домах есть тепло. Обывателю нет необходимости постоянно поддерживать себя в форме и совершенствовать в свои навыки выживания, чтобы выжить и прокормить потомство.
Но есть области где совершенствоваться необходимо.
Это спорт и бизнес.
Хорошо и правильно заниматься спортом в молодости. Тренировки, соревнования, победы, поражения, командное взаимодействие — все это в игровой форме дает возможность прочувствовать как это — тренироваться, стараться, постоянно улучшать свои результаты и побеждать.
Во взрослом возрасте можно совершенствоваться в бизнесе. Выходить на всё более и более высокий уровень, зарабатывать всё больше денег, улучшать свои (финансовые) результаты и побеждать (конкурентов)
Нужно ли мастерство для успеха в бизнесе?
Бытует представление что успех в бизнесе зависит от связей или от удачи. Если ты попал в правильную команду или тебе повезло — то ты можешь рассчитывать на успех. Это во многом верно. Как это работает, отлично написать Джек Траут в книге «Чувство лошади», которую обязательно надо прочитать.
Тем не менее даже оказавшись в относительно благоприятных условиях, надо достойно себя проявить и, что называется, «расти». Для тех же, кто, как и я, является «селфмейменом», то есть с ранних лет рассчитывал только на свои силы, волю и интеллект, стремление становиться всё лучше и лучше была залогом выживания и роста.
Обычно вопросы руководства и вопросы личного совершенствования находятся на разных концах смысловой оси.
Бизнес- это повторяющиеся действия с предсказуемым результатом.
Руководство — тоже вполне рутинный процесс. Конечно бывают интересные моменты в работе руководителя, связанные с переменами, новыми сотрудниками или другими необычными вещами, но, будем откровенны, работа руководителя не требует волшебных полетов мысли и сверхспособностей.
Когда руководитель приходит утром на работу, то он/она видит в своей почте (CRM-системе, канбан-доске) новые задачи, и тут не до самосовершенствования. Надо выполнять задачи максимально быстро и максимально качественно.
Поэтому вопросы личной эффективности и самосовершенствования стали появляться в последнее время в программах корпоративных университетов и тренинговых компаний, но это идет после того, как «основная программа» — навыки постановки задач, планирование, обратная связь и другие обязательные к исполнению навыки вполне усвоены и отработаны.
И не очень понятно, чем руководитель с высоким уровнем мастерства отличается от обычного руководителя, то есть руководителя со средним уровнем мастерства.
Как оценить мастерство руководителя?
Менеджмент — это получение нужного результата чужими руками.
Руководитель выполняет определенные регулярные задачи
Выполняет управленческий цикл — PDCA
Plan — do- check — action
Планирует задачи — выполняет задачи — проверяет задачи — корректирует процесс
Эта та работа, которая должна быть сделана хорошо.
чем лучше — быстрее, полнее, точнее — выполняются элементы управленческого цикла, тем о большем уровне управленческого мастерства мы можем говорить.
Конечно не все активности руководителя укладываются в элементы управленческого цикла.
Руководитель собирает информацию, анализирует информацию, формулирует проблемы, ищет решения, выбирает решения, доносит решения до сотрудников.
Руководитель общается с сотрудниками и коллегами на темы приема на работу, адаптации, аттестации, оценки персонала, обучения, увольнения.
Много разноплановой работы выполняет руководитель.
Чем лучше на каждом этапе выполняет свои задачи руководитель, тем он более эффективен. Тем более результативен.
Тем лучше выполняет свои RPI
Вы Эксперт или достигатель
Эксперт совершенствуется в своей предметной области.
Достигатель развивает когнитивный и коммуникативный домен.
Руководитель и способность к изменениям. Открытый и закрытый код.
Не все готовы меняться.
Открытый и закрытый код.
Мастерство и компетенции
Руководитель работает с другими людьми. А у всех представителей коммуникативных профессий главный инструмент — это он сам.
Харизма, влияние, убеждение, стратегическое мышление, критическое мышление — это характеристики, или, как говорят, компетенции руководителя, которые руководитель использует для достижения своих целей.
Мы предполагаем, что эти компетенции обретаются в результате обучения — когда в голову руководителя добавляется новая информация: схемы, модели, алгоритмы, скрипты и т. д.
Но чтобы принять это и начать использовать, нужно найти в голове место для этой информации, чтобы она не противоречила той информации, которая уже есть.
Обучение и развитие в бизнесе
Наиболее распространенным способом развития и обучения персонала являются тренинги, которые могут быть адаптированы для сотрудников различного уровня организационной иерархиии.
Некоторые программы используют только тренинги, в некоторых участники могут получить персонального наставника, коуча или ментора.
Обычно тренинги проводятся в специально оборудованных классах
Тренинги могут быть посвящены следующим вещам
— передача некоторых интеллектуальных моделей, которые могут быть приложены к повседневной практике участников
— обучение навыкам и работа над изменением поведения.
— лучшее самопонимание и самоосознавание участниками получение участниками обратной связи от коллег и преподавателя, рефлексия относительно происходящего в группе и т. д.
В явном виде редко прописывается работа с ценностями участников, хотя на мой взгляд часто такая работа неявным образом проводится.
Разные курсы фокусируются на разных аспектах лидерства.
Руководителей больше учат стратегически планировать, а сотрудников — навыкам установления контакта.
Сейчас вполне популярны программы личностного развития, антистресса и т. д. (данные из моей презентации)
Насколько такие программы эффективны? Насколько имея участников определенного рода на входе мы можем гарантировать что на выходе получим что-то лучшее?
Думаю, что у многих возникает понимание, что для того, чтобы получить высокие достижения, этих практик обучения недостаточно.
Понимание того, что же нам нужно еще может прийти после того, как мы изучим то, как люди достигают мастерства в работе и жизни, и попробуем применить это к лидерству.
Навыковых тренингов недостаточно для мастерства
Другой путь к обретению мастерства связан с тем, что человек фокусируется на тренировке навыков.
Навыковые тренинги — это главный методический инструмент для развития навыков. Участникам создаются ситуации, максимально приближенные к их рабочим ситуациям, и они в этих ситуациях тренируют требуемое поведение. На тренингах они получают или самостоятельно формируют модели поведения, которые потом могут применить в своей практике. Не отрицая безусловную пользу от таких тренингов, надо заметить что поведение в тренинговой комнате и в реальной ситуации общения с клиентом, руководителем или подчиненным сильно отличаются. И не потому, как говорят часто участники «меня здесь оценивают» или «я чувствую себя как на сцене».
Проблема возникает, когда человек не может применять эти навыки в трудных ситуациях. Тренинги развивают необходимый уровень мастерства, который человек может показать в эмоционально безопасной обстановке. Но когда ситуация эмоционально накаляется, человек деградирует в своих проявлениях, отключает свой мозг и начинает воспроизводить более ранее поведение. Я могу знать, как сказать «нет», но не могу реализовать эту способность когда на меня давят или кричат.
Мастерство. Зачем? Очевидные ответы
Зачем же люди стремятся к мастерству? Ради чего люди тратят время на то, чтобы делать себя и свое дело лучше и лучше? Какова психология стремления к мастерству?
Посмотрим на этот вопрос с точки зрения теории потребностей. Какие потребности реализует Мастер? Конечно же потребность в самоактуализации, если вспомнить легендарную «пирамиду потребностей Маслоу». Согласно А. Маслоу, самоактуализация — это желание человека по максимуму стать всем, чем возможно стать; это потребность в самосовершенствовании с целью максимальной реализации своего потенциала.
Но это слишком простой ответ.
Развитие ради развития? Возможно что это правдивый ответ. Но может быть есть и другие мотиваторы?
Например:
Деньги. Мастерам больше платят, потому что они могут делать то, чего не могут делать другие «подмастерья».
Чувство удовольствия. Работая над собой и добиваясь поставленных целей, Мастер испытывает особый вид тонкого удовольствия.
Внутренняя игра. Развивая себя, Мастер развлекается, играя в тонкую Игру с самим собой.
Территориальный императив. Мастер реализует заложенную в нас биологическую программу максимального расширения своей территории: знаний, компетенций, понимания.
Независимость. Мастер хочет делать то, что он хочет делать, и высокий уровень профессионализма дает возможность выбора занятия по душе.
Мастерство и деньги
Обретение мастерства может быть связано с желанием получить большее вознаграждение. В этой мысли есть резон. Чем более сложную работу ченловек может выполнять и чем более совершенные и уникальные продукты он/она создает — тем на большее вознаграждение этот человек может рассчитывать.
Поэтому человек может стремится к мастерству, чтобы повысить свою стоимость на рынке труда, и за счет уникальности создаваемых услуг и продуктов получать премиальную надбавку.
Вопрос в том, может ли рост вознаграждения заставить человека более вовлеченно стремиться к совершенствованию в своей профессии и к получению выдающихся результатов?
Оказалось что нет.
«Я раз за разом обнаруживал, что как только я перестаю концентрироваться на изучении методов и начинал думать как по-быстрому заработать денег, я терял свои предсказательные способности. Сосредотачиваясь на астрологии, ты сможешь попутно немного заработать; сосредоточившись на деньгах, ты ничего не получишь» (Джон Фроули. Спортивная астрология, Мир Урании, 2010)
Эксперименты, описанные в книге Д. Пинка «Мотивация 3. 0» показывают, что на самом деле связь между качеством работы и вознаграждением не носит прямой характер. С точки зрения обыденного мышления мы полагаем, что чем больше вознаграждение, тем лучше человек будет стараться и тем качественнее будет результат. Но социальные исследования показали обратное — все происходит с точностью до наоборот, а именно — наличие высокого вознаграждения за проделанную работу не позволяет человеку показать все, на что он способен.
На внешнюю мотивацию опираются старые бизнес-модели. Современный подход заключается в том, чтобы включать у человека «внутреннюю мотивацию». Важность внутренней мотивации была продемонстрирована несколькими учеными, на исследования которых ссылается Д. Пинк в своей книге.
«Профессор менеджмента из MIT Карим Лахани и консультант Boston Consulting Group Боб Вольф опросили 684 разработчика открытых исходных кодов, преимущественно из Северной Америки и Европы, пытаясь выяснить, почему те участвуют в подобных проектах. Лахани и Вольф выявили целую гамму мотивов, но обнаружили, что «основанная на получении удовольствия внутренняя мотивация, то есть связанная с творческими переживаниями, сопровождающими работу над данным проектом, является самой сильной и распространенной побудительной силой»
Исследователи обнаружили, что подавляющее большинство программистов, по их словам, часто достигали оптимального для решения задач состояния, известного как поток. Кроме того, три немецких экономиста, изучавшие открытые проекты по всему миру, пришли к заключению, что их участниками движет «совокупность преимущественно внутренних мотивов», в частности «удовольствие, получаемое от успешного решения проблемы в программном обеспечении» и «желание сделать подарок сообществу программистов".
Исследователи, такие как Тереза Амабайл из Гарвардской школы бизнеса, обнаружили, что внешние поощрения и наказания — и кнуты, и пряники — могут прекрасно работать в применении к алгоритмическим задачам. Но могут оказаться разрушительными для эвристических. Этот тип задач — поиск нестандартных решений или создание продуктов, о потребности в которых люди даже не подозревали, — целиком зависит от третьей побудительной силы Харлоу. Амабайл называет это принципом внутренней мотивации творчества. Она пишет: «Внутренняя мотивация способствует творчеству; контролирующая внешняя мотивация пагубна для него»
Таким образом, более высокие стимулы приводили к ухудшению результатов.
Почему? Потому что
— для мастера творческая мотивация сильнее чем материальная;
— стремясь получить наилучший результат, мастер теряет часть своего внимания (см. историю про управление колесницей из главы 1), что парадоксальным образом негативно сказывается на самом результате.
Естественная экспансия человека
Понятие «территориальный императив» предложили И. Акимов и В. Клименко в книге «О мальчике, который умел летать, или путь к свободе». Территориальный императив — это способность расширять свою зону влияния людьми с высоким уровнем энергопотенциала.
Расширять зону влияния — это значит открывать новые материки или острова, писать книги, изучать новые науки, создавать необычные изделия и т. д. Любое творческое действие человека — это расширение своей территории. По мысли авторов человек способен расширять свой энергопотенциал бесконечно.
Главное условие этого — наличие высокого (избыточного) энергопотенциала. Если у человека избыточный уровень энергопотенциала, то он способен видеть задачи и проблемы во внешнем мире, которые способен решить своим творческим гением.
Более того, по достижении определенного уровня энергопотенциала человек не может не искать новых задач и не стремится к новым целям. По сути дела Мастер как творческий человек является заложником найденной задачи и не может ее бросить, пока не найдет наиболее подходящее решение.
То есть высокий энергопотенциал берет человека в «заложники» и заставляет расти, совершенствоваться, искать новые решения старых проблем. Потенциал должен работать, и он работает через человека.
Мастерство и легкость
Как здорово скользить на лыжах по заснеженному склону — когда малейшее движение твоего тела откликается в направлении движения.
Если вы знаете как делать свою работу, то можете делать ее быстрее. Соответственно ваша производительность увеличивается, и вы можете делать больше — если за дополнительные действия и соответствующие результаты вам платят, или отдыхать больше.
Совершенствуется мастерство для того, чтобы получать больше удовольствия от процесса?
Конечно.
У некоторых из нас есть мысль о том, что по настоящему истинное дело должно делаться легко. Что если ты встречаешь сопротивление среды, то это значит что ты что-то делаешь не так. Что эмоции являются тем критерием, по которому можно оценить истинность того, что ты делаешь. Если ты испытываешь негативные эмоции, то значит что-то делаешь не так.
Интересно, что применительно к практике чувство удовольствия или неудовольствия не имеет большой значимости. Для многих людей выполнение действий, которые они знают и которые умеют хорошо выполнять, более приятно и эмоционально наполняюще, чем практиковать новые навыки. Чем вступать в зону риска и потенциальной неудачи, нам более интересно оставаться в пределах своей зоны комфорта и действовать привычным образом в привычных рамках, относя это к самовыражению или самореализации. Однако можно быть уверенным в том, что такой опыт и такое самовыражение никак не отразится на дальнейшем совершенствовании и улучшении навыков, и следовательно на достижении мастерства.
Преднамеренная практика требует физических усилий, мыслительной концентрации, и фокуса на достижении выдающихся результатов. При этом для достижения мастерства неважно будет ли она эмоционально приятной или эмоционально выматывающей. Отправной точкой в процессе преднамеренной практики является акцент на достижении этой производительности, а не на приятных эмоциях во время тренировки. Для мастера важно чувство удовлетворения от достижения результатов, а чувство удовольствия приходит как результат хорошо сделанного дела.
Мастерство как жизненная ценность
Может быть вас воспитали так родители.
Возможно отдельные люди так четко не формулируем свои ценности, как это принято делать в корпоративном мире, где у крупных корпораций есть список обычно из пяти ценностей, который постоянно транслируется работникам компании.
Тем не менее для многих из нас Мастерство может быть жизненной ценностью.
Жизненная ценность — это ориентир в ситуации выбора.
Например делать дело, которое не нравится, но зарабатывать при этом хорошие деньги. Или заниматься тем, что нравится, но при этом зарабатывать значительно меньше. Что выбрать?
Могут быть разные критерии выбора. Одним из критериев выбора может быть вопрос «А где я научусь чему-то? При каком варианте у меня будет больше возможностей для развития и совершенствования своих навыков в определенной сфере?
Внутренняя игра
Кто внутри нас хочет, чтобы мы стали мастерами?
Это тяжелая работа или здесь есть место вызову, игре и свободе.
Когда я вижу сложную задачу — я могу от нее отказаться. А могу принять вызов.
Смогу или не смогу. В этом есть определенный вызов.
Когда я делаю для себя и соревнуюсь с собой — я могу добиться гораздо больших результатов.
Однажды мастер каллиграфии в присутствии ученика, приготовлявшего ему тушь, рисовал иероглифами нужное слово, один вариант за другим. Каждый вариант был раскритикован взыскательным учеником. Когда ученик на минутку вышел, мастер, воспользовавшись этим, быстро нарисовал еще один вариант. Войдя, ученик воскликнул восхитительно «Вот это — работа мастера»!
(В. Тарасов. Технология лидерства. М. Добрая книга)
Достижение мастерства связано с вызовом себе, с неопределенностью, с удовольствием от процесса и стремлением получить результат. В общем с тем, что происходит при настоящей игре.
Мастер изменяет себя
Что является инструментом Мастера. Он сам!
Поэтому для совершенствования своего мастерства как способности выполнять определенную работу Мастер должен совершенствовать себя.
Мастер не относится к себе как к данности.
Мастер имеет сильную неопределенность относительно самого себя.
А смогу ли я?
Однозначного априорного ответа на этот вопрос у Мастера нет.
Может быть такой как есть сейчас — не смогу. Но когда погружусь в процесс выполнения — то я буду меняться, и тот, новый, возможно и сможет.
Поэтому возникает другой вопрос.
А каким мне нужно стать/что изменить в себе, чтобы сделать это настолько хорошо, насколько это возможно в человеческих силах? «
Мастеру приходится менять себя и каждый раз искать новые подходы к решению задачи.
А чтобы использовать ее — надо изменить привычные паттерны восприятия и поведения
Как-то смотрел с дочкой фильм «Митчеллы против машин». Забавный мультик, где папа и дочь лучше узнают друг друга и наконец достигают взаимопонимания на фоне борьбы с роботами. В один из моментов фильма отцу надо разобраться с тем, как запустить видео с Ютуба — а он этого никогда не делал и вообще презирал компьютеры. И когда он с этой задачей справляется, то два «травмированных» робота говорят «Если уж этот человек изменил свою программу, тогда мы тоже можем» и приходят ему на помощь". Такая машинная ирония над тем, что людям сложно заменить свою привычную реакцию на что-то другое.
Мастерство и саморазвитие
Часто саморазвитие рассматривается как нечто, что уводит нас от достижения результатов. Типа чтения художественной литературы или походов в театр. Но если мы находимся в режиме саморазвития, это становится возможностью практиковать и культивировать то, что необходимо нам для достижения долгосрочных результатов, к которым мы стремимся.