Бизнес-тренер Анучин Андрей

Как организовать корпоративный тренинг. Рекомендации для заказчика. Часть 1.

ак организовать корпоративный тренинг.
Часто представители Заказчика спрашивают, как нужно организовать корпоративный тренинг, чтобы никакие мелочи не повлияли на его эффективность.

Ведь в случае корпоративного тренинга — на площадке Заказчика — работать приходится в очень разных условиях. Я проводил тренинги и в фойе, и в корпоративной столовой, и непосредственно в офисе, и в кабинете директора.

В очередной раз описав очередному Заказчику основные моменты, необходимые для хорошей организации корпоративного тренинга, я понял, что они могут представлять интерес и для других специалистов, которым надо организовать тренинг.

1. Время проведения тренинга

Идеальный вариант: пятница-суббота с 10 до 18 с часовым перерывом на обед.
С одной стороны рабочий процесс не должен останавливаться — именно поэтому многие организации не могут себе позволить «выдернуть» сотрудников из рабочего процесса на два рабочих дня. С другой стороны сотрудники должны во внерабочее время не только тренироваться, но и отдыхать. Поэтому разумным компромиссом представляется отвести под тренинг один рабочий и один выходной.

Приемлемый вариант: суббота-воскресенье с 10 до 18 с часовым перерывом на обед.
Вполне приемлемо проводить тренинг (особенно второй день) с 9 до 17 (или с 9:30 до 17:30).

В этом случае возникает проблема отдыха и восстановления сил участников тренинга, у которых одна рабочая неделя фактически без перерыва на отдых сменяется другой рабочей неделей.

Им обычно не нравится, что от выходных дней и полноценного отдыха остаются лишь вечера. Много раз Заказчик пытался «убить двух зайцев», предлагая сократить время тренинга за счет времени обеда.

Вроде бы так и программа будет выполнена полностью, и у сотрудников будет время, чтобы отдохнуть или пораньше вернуться к семье.

Увы, не всегда это приводит к положительным результатам. Время обеда нужно не только участникам, но и тренеру:
а) чтобы покушать;
б) эмоционально восстановиться;
в) поразмышлять о процессе тренинга.

Наихудший вариант: работа с очень коротким временем обеда (полчаса) или предложение провести тренинг за четыре дня по 4 часа по вечерам.

2. Помещение (тренинг-рум)

Идеальный вариант: просторное закрытое помещение с окнами на одной стене и свободным пространством посредине. Столы отсутствуют или их можно расположить вдоль стен, чтобы посередине комнаты образовалось открытое пространство. Стулья легко переносимы, чтобы участники были мобильны и могли легко формировать большой круг, рассаживаться по двойкам, тройкам и т. д.

Приемлемый вариант: любое помещение, где есть хоть немного свободного пространства для ролевых игр. Это может быть большое фойе, кабинет директора, корпоративная столовая (автор проводил там тренинги).

Подойдет и рабочее помещение или офис — главное, чтобы:
а) удалось оградить участников от выполнения их текущих функций;
б) имелась возможность вытащить их из-за столов.

Наихудшие варианты:
а)конференц-зал с круглым или овальным столом посередине, который невозможно демонтировать и который занимает все пространство комнаты. В этом случае невозможно вовлечь участников в активное действие: во-первых между тренером и участниками всегда существует стол, во-вторых, участники не могут полноценно сыграть ролевую игру из-за отсутствия необходимого пространства.

б) помещение, в котором все четыре стены состоят из окон. В этом случае вся энергетика группы (и тренера) будет «вымываться» из комнаты — участники будут отвлекаться, уровень их вовлеченности не будет слишком высоким, а тренер сильно устанет.

в) аудитория со столами или партами, которые нельзя демонтировать. Даже если она оборудована очень хорошо, тренинга не будет, так как участники смогут отсидеться за своими столами. В этом случае можно провести хорошую лекцию и дать много информации, но развивать навыки невозможно.

3. Оборудование

а) Флип-чарт
Идеальный вариант: он есть. Также есть достаточное количество бумаги.

Приемлемый вариант: есть листы ватмана и скотч.
В этом случае тренер листы ватмана, на которых отмечаются основные моменты тренинга, развешивает на скотч на стены. Это очень наглядно, и постоянно напоминает участникам основные моменты тренинга.

Наихудший вариант: отсутствие флипчарта или доска (магнитная доска) или флипчарт без листов бумаги. В этом случае, чтобы записать нужную информацию, приходится стирать ту информацию, которая была записана. Получается, что вернуться к прошлым записям нельзя.

б) Проектор
Идеальный вариант: он есть. Расположен под потолком, сильно не греется и не шумит, его легко можно включить и выключить.

Использование проектора имеет определенные минусы:
1. Некоторые проекторы сильно шумят. Когда такой проектор выключается, по аудитории прокатывается вздох облегчения.
2. Другие проекторы сильно греются. Если такой проектор находится в аудитории, и имеются проблемы в аудитории с вентиляцией — то жарко и некомфортно становится и участниками, и тренеру.
3. Иногда проектор располагают на столике или тумбочке посередине аудитории. А если к нему еще и тянутся провода, то возникает атмосфера не тренинга, а кинотеатра.

Участники садятся «смотреть слайды», и тренинга, опять же, не получается.
В этих случаях от проектора лучше отказаться.