Яндекс.Метрика

Как организовать корпоративный тренинг. Рекомендации для Заказчика. Часть 1.

Часто представители Заказчика спрашивают, как нужно организовать корпоративный тренинг, чтобы никакие мелочи не повлияли на его эффективность. Ведь в случае корпоративного тренинга – на площадке Заказчика – работать приходится в очень разных условиях. Я проводил тренинги и в фойе, и в корпоративной столовой, и непосредственно в офисе, и в кабинете директора…

В очередной раз описав очередному Заказчику основные моменты, необходимые для хорошей организации корпоративного тренинга, я понял, что они могут представлять интерес и для других специалистов, которым надо организовать тренинг.

1. Время проведения тренинга.

Идеальный вариант: пятница-суббота с 10 до 18 с часовым перерывом на обед.

С одной стороны рабочий процесс не должен останавливаться – именно поэтому многие организации не могут себе позволить «выдернуть» сотрудников из рабочего процесса на два рабочих дня. С другой стороны сотрудники должны во внерабочее время не только тренироваться, но и отдыхать. Поэтому разумным компромиссом представляется отвести под тренинг один рабочий и один выходной.

Приемлемый вариант Суббота-воскресенье с 10 до 18 с часовым перерывом на обед.

Вполне приемлемо проводить тренинг (особенно второй день) с 9 до 17 (или с 9:30 до 17:30)

В этом случае возникает проблема отдыха и восстановления сил участников тренинга, у которых одна рабочая неделя фактически без перерыва на отдых сменяется другой рабочей неделей. Им обычно не нравится, что от выходных дней и полноценного отдыха остаются лишь вечера. Много раз Заказчик пытался «убить двух зайцев», предлагая сократить время тренинга за счет времени обеда. Вроде бы так и программа будет выполнена полностью, и у сотрудников будет время, чтобы отдохнуть или пораньше вернуться к семье.

Увы, не всегда это приводит к положительным результатам. Время обеда нужно не только участникам, но и тренеру – а) чтобы покушать б) эмоциионально восстановиться б) поразмышлять о процессе тренинга.

Наихудший вариант: работа с очень коротким временем обеда (полчаса) или предложение провести тренинг за четыре дня по 4 часа по вечерам.

 2. Помещение (тренинг-рум))

Идеальный вариант: просторное закрытое помещение с окнами на одной стене и свободным пространством посредине. Столы отсутствуют или их можно расположить вдоль стен, чтобы посередине комнаты образовалось открытое пространство. Стулья легко переносимы, чтобы участники были мобильны и могли легко формировать большой круг, рассаживаться по двойкам, тройкам и т.д.

Приемлемый вариант: любое помещение, где есть хоть немного свободного пространства для ролевых игр. Это может быть большое фойе, кабинет директора, корпоративная столовая  (автор проводил там тренинги!)

Подойдет и рабочее помещение или офис – главное, чтобы а) удалось оградить участников от выполнения их текущих функций б) имелась возможность вытащить их из-за столов.

Наихудшие варианты: а) конференц-зал с круглым или овальным столом посередине, который невозможно демонтировать и который занимает все пространство комнаты. В этом случае  невозможно вовлечь участников в активное действие: во-первых между тренером и участниками всегда существует стол, во-вторых, участники не могут полноценно сыграть ролевую игру из-за отсутствия необходимого пространства.

Б) Помещение, в котором все четыре стены состоят из окон. В этом случае вся энергетика группы (и тренера) будет «вымываться» из комнаты – участники будут отвлекаться, уровень их вовлеченности не будет слишком высоким, а тренер сильно устанет.

В) Аудитория со столами или партами, которые нельзя демонтировать. Даже если она оборудована очень хорошо, тренинга не будет, так как участники смогут отсидеться за своими столами. В этом случае можно провести хорошую лекцию и  дать много информации, но развивать навыки невозможно.

3. Оборудование.

 а) Флип-чарт

Идеальный вариант: Он есть. Также есть достаточное количество бумаги.

Приемлемый вариант. Есть листы ватмана и скотч.

В этом случае тренер листы ватмана, на которых отмечаются основные моменты тренинга, развешивает на скотч на  стены. Это очень наглядно, и постоянно напоминает участникам основные моменты тренинга.

Наихудший вариант: отсутствие флипчарта или доска (магнитная доска) или флипчарт без листов бумаги. В этом случае, чтобы записать нужную информацию, приходится стирать ту информацию, которая была записана. Получается, что вернуться к прошлым записям нельзя.

Б) проектор

Идеальный вариант: он есть. Расположен под потолком, сильно не греется и не шумит, его легко можно включить и выключить.

Использование проектора имеет определенные минусы.

1. Некоторые проекторы сильно шумят. Когда такой проектор выключается, по аудитории прокатывается вздох облегчения.

2. Другие проекторы сильно греются. Если такой проектор находится в аудитории, и имеются проблемы в аудитории с вентиляцией – то жарко и некомфортно становится и участниками, и тренеру.

3. Иногда проектор располагают на столике или тумбочке посередине аудитории. А если к нему еще и тянутся провода, то возникает атмосфера не тренинга , а кинотеатра. Участники садятся «смотреть слайды», и тренинга, опять же, не получается.

В этих случаях от проектора лучше отказаться

(продолжение следует)