Тренинг для внутренних тренеров Компании СберТех

В конце июня провел тренинг для внутренних тренеров в компании СберТех. Это была интересный проект. Запрос заказчика звучал следующим образом: как сделать так, чтобы они были более активны, открыты и сильнее вовлекали аудиторию.
Внутренние эксперты – это люди, которые являются профессионалами в своей сфере и ведут курсы по скилам, которые нужны IT-специалистам: например навыки презентации, или программирование на Java.
После интервью со специалистами разработал программу, которая включала в себя три больших модуля.
Блок 1. Методическая компетентность внутреннего тренера, а именно планирование тренинговой/обучающей программы: способы выявления потребности в обучении, планирование основных логических блоков, композиция тренингового дня.
Блок 2. «Техническая компетентность внутреннего тренера» : инструменты организации работы группы: структурные упражнения, методы организации групповой работы. Во второй день – продолжение блока «Техническая компетентность внутреннего тренера», которая включала в себя организацию пространства, особенности работы с флипчартом, создание презентации и составление обучающих материалов.
И Блок 3 «Коммуникативная компетентность внутреннего тренера», где рассмотрены вопросы взаимодействия с группой, методы вовлечения участников в работу, и управление вниманием группы и групповой динамикой. Сюда же относится небольшой блок «Тренер», а именно вопросы саморегуляция при выступлении и как не уставать.

подробная программа тренинга тренеров

Небольшая группа – семь человек, возможности использования групповой динамики были минимальны, поэтому при проектировании тренинга выбирал такие форматы работы с группой, которые позволяли бы активно включать всех участников (работа в тройках, индивидуальная работа, минипрезентации).
Первый день был посвящен методической и технической компетентности внутреннего тренера.
По ходу тренинга выявляли как разные рассадки влияют на общий климат и активность обсуждения в группе. Исследовали разные методы организации групповой работы: в парах, в тройках, в четверках и т.д. Также исследовали как проходит обсуждение в форматах World Cafe и Аквариум.
В арсенале тренера важно иметь задачки, которые позволяют дать нагрузку на мозг участников и проиллюстрировать какой-нибудь важный принцип.
В качестве «домашнего задания» участники должны были придумать разминку-деловую игру, связанную с их курсом, которая включила бы участников и объяснила бы один из принципов курса. И на следующий день каждый из участников получил свои 15 минут славы, поработав в новом для себя формате перед группой.
Запомнилась задачка Александра, ведущего курс программирования по Java

Есть поезд, который движется по замкнутому кругу и состоит из одинаковых вагонов (без локомотива). Закольцованный поезд. В каждом вагоне есть лампочка,которая случайным образом является включенной или выключенной. Вы можете лампочки включать и выключать в произвольном порядке и свободно передвигаться по поезду.
Вопрос: по какому алгоритму нужно действовать, чтобы сосчитать, из какого количества вагонов состоит поезд?

ответ – в конце страницы

И урок на внимательность, который провел Дмитрий, внутренний тренер компании СберТех по переговорам. Задание заключалось в том, что необходимо, слушая музыкальную композицию, услышав заранее определенный звук, хлопнуть в ладоши. По ходу выполнения управжение сразу модифицировалось – может быть надо не хлопать, а приподнимать указательный палец?
Таким образом на тренинге возникла творческая лаборатория, в которой участники могли опробовать то или иное действие, получить обратную связь и увидеть перспективу для модификации этого упражнения под разные задачи.

Также раскрыли тему ролей тренера «кто я как тренер?» И психической и физической устойчивости тренера.
Рассказал о некоторых тонкостях тренерской профессии
– как особые стельки помогают стоять устойчиво и долго
– что чем толще маркер, тем больше уважения к написанному на флипчарте
– что нужная рассадка практически гарантирует результат упражнения и другие фишки

Так как каждый из участников тренинга ведет свой курс и практически друг с другом по работе не общается, то удалось организовать атмосферу, которая способствовала обмену опытом и творческому поиску. Не секрет, что в компаниях не всегда сотрудники готовы делиться своими наработками и опытом с коллегами. Каждый профессионал достаточно закрыт, ценит свои навыки и бережет свои секреты. Профессионал имеет желание что-то улучшить и готов обращать внимание скорее на недостатки, чем на то, что было сделано хорошо. Тем не менее удалось создать атмосферу сотрудничества, терпимости и профессионального роста. Участники тренинга в поисках новых методов работы и совершенства своего стиля смогли выйти из зоны комфорта и открыться новым возможностям! Это было круто!

В завершении тренинга каждый участник определил для себя и рассказал всем остальным, надо чем он будет работать. А также получил от коллег обратную связь о том, в чем его сильные стороны.
Было приятно поработать с опытными участиками и поделиться с ними знаниями, фишками и секретами тренерского ремесла.

Другие авторские материалы по тренерским компетенциям, опубликованные в блоге «Свежий взгляд на привычные вещи»

Принципы тренинга Анучина Андрея
Как вовлечь аудиторию
ТУРБО-ТРЕНИНГ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ АГЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭМБОДИМЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Тренер-жертва, или как уйти по-английски
Разобрать или оставить: выбор бизнес-тренера
«Скажите, в чем ваша уникальность как тренера?»
Женщина-тренер, или Сколько вам лет?
Как сделать презентацию в PowerPoint по-американски

Алгоритм
Вы включаете лампочку в том вагоне, в котором находитесь (или оставляете включенной, если она включена). Далее идете вперед и считаете вагоны. Если в следующем вагоне лампочка выключена, то проходите в следующий вагон, ничего не делая. Если в следующем вагоне лампочка включена, то ее выключаете, и возвращаетесь назад, в вагон, с которого начали, и проверяете, осталась ли эта лампочка гореть. Если лампочка не горит, значит вы прошли все вагоны, и выключили лампочку в вагоне, с которого начали.