Бизнес-лаборатория дизайн-мышления: как найти новые идеи и вовлечь сотрудников

Ситуация

Компания-клиент является лидером на своем рынке и постоянно ищет инновационные решения для улучшения опыта клиентов.Одним из перспективных форматов был признан формат Бизнес-лаборатории.

Идея в том, чтобы собрать заинтересованных людей из разных подразделений разных филиалов и предоставить им возможность разработать новые решения. Оптимальной технологией для первой встречи Бизнес-лаборатории была признана технология дизайн-мышления.

Запрос заказчика

Руководством компании было предложено несколько тем, в рамках которых надо было придумать решения. Также были сформированы шесть групп участников по шесть человек. тАк как команды создавались про принципу чтобы в одну команду попали люди из разных подразделений, то группы сильно отличались друг от друга по количеству лидеров и соответственно по уровню внутренней энергии. И им пришлось много спорить и даже ругаться. В других же командах было не так много энергии, и приходилось их энергетизировать.

Я как тренер должен был сформировать программу, организовать пространство и работу групп, чтобы к обеду второго дня уже были готовы решения и презентации, и можно было начать их презентовать.  Тренинг необходимо было провести за два дня, что предполагает очень интенсивную работу участников. К  тому же вторую половину второго дня предполагалось оставить для презентаций работы групп и ответов на вопросы, поэтому времени было еще меньше.

Подготовка

Было несколько встреч с заказчиком, в результате которых сформировалась программа тренинга. Надо было решить вопросы программы и помещения.

Обычно тренинг по дизайн-мышлению длится не меньше трех дней. Когда я учился дизайн-мышлению, то это была пятимодульная программа по три дня в каждом модуле – итого 15 дней. Нам надо было достичь результата всего за полтора дня. Поэтому была составлена программа тренинга с учетом этих ограничений.

К помещению в случае тренинга по дизайн-мышлению предъявляются особые требования.

Как сказал один из учредителей компании «я читал что британские ученые выяснили, что многие открытия происходили в процессе или после встреч в барах» – поэтому для проведения мероприятия было выбрано одно из кафе города. Я приехал за день до тренинга и спланировал рассадку таким образом, чтобы была одна общая зона – где можно было для общей группы проводить обучающую презентацию и давать задание на групповую работу, а также было сформировано шесть рабочих зон для команд.

Очень важно было наличие гладких и ровно окрашенных стен для аккумулирования стикеров с выявленными в ходе дизайн-исследования цитатами, инсайтами, потребностями клиентов. К счастью такие стены нашлись для каждой из групп.

Также заранее наладили конференц-связь с головным офисом.

В проведении мероприятия в ресторане был большой плюс – еда всегда была под рукой, поэтому сделали на обед один получасовой перерыв, а кофе-паузы проходили в рабочем порядке – любой мог подойти к барной стойке, взять кофе и сэндвич/пирожок/кусочек тортика – и вернуться обсуждать проект в группу.

Проведение

Дизайн-мышление – это способ поиска инновационных решений, который предполагает несколько циклов поиска информации и быстрой проверки гипотез.

руководством компании  были предложены несколько тем, в рамках которых было необходимо создать креативные решения, и на подготовительном такте участники каждой из групп выбрали тему и предварительно определились с исследуемой проблемой.

За первый день прошли два цикла – изучение потребителей и формирование ключевой проблемы, а также мозговой штурм и выбор подходящей идеи для реализации.

На этапе «Эмпатия-Фокусировка» участники в группах разработали несколько вопросов для изучения клиентского опыта в выбранной группой теме и с этими вопросами обратились как к коллегам, имеющим отношение к теме, так и по телефону к клиентам. Некоторые участники были удивлены тому насколько охотно клиенты  шли навстречу и отвечали на их вопросы

На этапе «Фокусировки» участники переформулировали изначальный запрос таким образом, чтобы он соответствовал наиболее выраженной проблеме («боли») клиента.

И когда вопрос был корректно и четко сформулирован – группы начали «штурмить» в поисках идей решения данной проблемы.

И следующим тактом являлся выбор одной из идей для дальнейшей проработки.

На этом первый день закончился. Первый день был очень сложный, и участники чувствовали себя после него очень усталыми. Как говорили участники «Я как легла, так в том же положении и проснулась»

Во второй день участникам надо было пройти этапы «прототипирование-тестирование», а именно  создать прототип решения и протестировать его на коллегах.

При создании комикса-прототипа команды проявили высокий уровень креативности, раскрыв талант мультипликаторов, художников, режиссеров.

Тестирование было проведено в формате World Café – по два участника в роли «хозяев стола» представляли свой пользовательский сценарий «гостям» из других групп. «Гости» высказали много вопросов и пожеланий, которые с благодарностью (а иногда и со скрипом) были восприняты хозяевами.

Итоговая презентация включала в себя в сжатом виде всю эволюцию работы группы над темой – тему, ключевой вопрос, самые лучшие идеи мозгового штурма, выбранную идею и демонстрацию прототипа.

Кульминацией стали презентации групп перед взыскательным жюри из трех руководителей компании. До последнего момента было непонятно какая же из команд станет победителем и получит денежный приз. И когда было объявлено название команды-победителей – восторгам не было предела!

Также был разыгран приз зрительских симпатий.

Результат

Компания получила более высокий уровень интеграции – ребята вместе решали интересные и актуальные для них проблемы и сильно сблизились.

Приятно в конце спросить у ребят «что такое дизайн-мышление» и услышать первый ответ «Это круто!»

Осуществился  поворот в мозгах у участников, который выразился фразой одной из участниц «Я научилась смотреть на наши проблемы глазами клиентов.

Компания получила шесть инновационных проектов с достаточно глубокой степенью проработки. Проект-победитель начнет реализовываться уже в следующем месяце.

Кроме того в процессе мозгового штурма были выдвинуты и другие заслуживающие внимания идеи. Все листы с результатами мозгового штурма представители Заказчика забрали с собой. Идей там хватит на полгода вперед!

Заказчик оказался доволен и по процессу, и по результату. Приятно услышать после тренинга слова Заказчика «Тренинг превзошел наши ожидания»